Нескучные финансы или мой первый опыт работы

Crispy Thoughts
4 min readJan 10, 2022

--

В далеком 2000 году я заканчивала университет. Несмотря на то, что к тому моменту я уже несколько лет была “интерном” в банке — каждую зиму проходила там практику (с 9 до 18, каждый рабочий день все зимние каникулы), я все равно до конца не понимала куда пойду работать. Училась я на факультете “Финансы и кредит” и так сложилось, что все последующие годы работала по специальности именно благодаря своему первому, максимально интересному опыту.

Итак, начнем.

Это был пятый курс, защита диплома, а точнее финальные консультации. Помню, как в аудиторию зашли несколько человек и нам стали рассказывать о том, что в одном из банков запускается Программа Микрокредитования ЕБРР и открыт набор на вакансию кредитного эксперта. Ищут именно ребят после университета, с гибким умом и желанием учится на практике. И тут мои глаза загорелись как никогда ранее. Я сразу же подалась на вакансию. Я хотела туда попасть “хоть тушкой, хоть чучелком”.

Собеседование проходило на английском, так как Программу в банке представлял американец. Мне повезло, так как банк в котором запускали программу как раз был тот, в котором я проходила практику. А еще у меня к тому моменту был отличный английский (я только-только получила Cambridge Certificate, сдав экзамен).

Как вы можете догадаться, я прошла большой конкурс и меня взяли на работу! И тут началось самое интересное.

Начнем с того, что давайте я расскажу о том, в чем была суть Программы Микрокредитования от ЕБРР. В начале двухтысячных малые предприниматели в основном работали “в серую”, на рынках. И не имели доступ к банковским кредитам, так как не имели достаточного залога, не могли показать обороты по счету. И таких предпринимателей было очень много и банки совершенно не понимали, как же до них добраться.

И тут на горизонте появились две международные организации: ЕБРР и KFW. Были выделены деньги на поддержку таких предпринимателей, подписаны меморандумы, создана Группа управления проектами международных кредитных линий при НБУ, а также в качестве куратора выступила немецкая компания Internationale Projekt Consult GmbH. Консультанты IPC были “приставлены” к каждому Отделу Микрокредитования. Их задача была обучать сотрудников, а также настраивать взаимодействие Отделов и остального банка, так как Отделы были как некий аппендикс — вроде свои, но что они там делают и как — непонятно.

Так вот, благодаря всем этим действиям и за внешние деньги, которые распределялись НБУ между банками, стало возможно выдавать маленькие суммы этим самым предпринимателям, которые ранее доступа к кредитам не имели и занимали деньги у частных лиц за адовые проценты.

Когда я пришла, в отделе нас было двое — я и Ксю, две очень молодые и энергичные блондинки с длинными волосами. Наша задача была “запустить” процесс, так как о Программе тогда никто из потенциальных клиентов не знал. Была реклама конечно, но продукт был довольно сложным для понимания людьми, далекими от банков и кредитов.

Работа кредитного эксперта подразумевала:

  • поиск клиентов;
  • анализ их бизнеса и оценку залога;
  • представление проекта на кредитный комитет банка;
  • оформление и сопровождение кредита;
  • мониторинг просрочек и работу с ними.

Каждый был полностью в ответе за своих клиентов. Наша зарплата зависела практически от всего, там была огромная формула, которая учитывала и то, как мы работаем с просрочками. Честно говоря, она мотивировала работать очень хорошо :)

Надо отдать должное, нас обучали очень качественно. Консультанты IPC обучали нас в течение года: было обучение “в поле” и выездное обучение в Киеве.

Нас учили всему:

  • как анализировать бизнес опираясь на все возможные данные, в том числе косвенные;
  • как анализировать бизнес и предпринимателей (очень похоже на финансирование стартапов на ранней стадии, когда у тебя очень мало данных); это не было стандартным финансовым анализом, а больше перекрестным анализом множества данных;
  • как представлять проект на кредитном комитете (а там было достаточно много скептиков);
  • как оценивать залог, который в большинстве своем представлял собой сборную солянку из личного имущества, оборудования и товаров на торговых точках;
  • как не допускать просрочек и как работать с просрочками.

Все это было в толстой инструкции разработанной IPC. Мы штудировали ее, использовали как ежедневный справочник.

Когда мы начали работать у нас не было ни одного клиента. Их нужно было найти, а как я ранее писала, ключевыми местами обитания предпринимателей были рынки: вещевые, продуктовые, автомобильные.

Сначала было страшно просто идти и разговаривать с людьми на рынках. Потом втянулись и “питчили” как профи :) Я вообще много вижу параллелей моей работы тогда с предпринимателями и сейчас со стартапами и венчурными фондами. Тебе надо было выдать кредит, но при этом ты опирался на данные записанные карандашом в тетрадках, на то как и что говорит предприниматель, на сколько он верит в то, что делает. И важно было “вырастить” маленького предпринимателя в полноценный бизнес, который будет оформлять уже нормальные кредиты, зарплатные проекты и депозиты. Это потенциально была игра “в долгую”.

Без ложной скромности могу сказать, что у меня получалось так хорошо, что через 2 года меня пригласили работать консультантом в IPC (я курировала Крым), а затем уже в ГУП НБУ я работала с банками, участвовавшими в Программе в Украине.

Этот опыт помог мне понять, что финансы это не скучно. После НБУ я еще много лет работала в реальном секторе помогая привлекать финансирование на большие, сложные и ресурсоемкие проекты. А в последние несколько лет я окунулась в венчурный бизнес, не менее сложный, многослойный и очень захватывающий.

Но это уже совсем другая история.

--

--

Crispy Thoughts

Привет! Я Снежана. Более 20 лет я работаю с предпринимателями, в том числе как финансовый советник. >> https://bit.ly/3n8lU5q